Совёнок
Контактная информация: Email: oks0271@mail.ru
Работа с парциальной программойДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫГосударственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1297» Глинистый пер., дом 7, Москва, 129110Телефон: (495) 631-21-14, факс: 680-99-92, e-mail: 1297@edu.mos.ru, www.schuc1297.mskobr.ruОКПО 92472600, ОГРН 1117746460655, ОКВЭД 80.21, ИНН/КПП 7702764296/770201001
ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ» ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ СТУПЕНИ ГБОУ Школа № 1297 (СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ПО АДРЕСУ: ОРЛОВО – ДАВЫДОВСКИЙ ПЕРЕУЛОК, 3А)
Воспитатель: Новикова О.А.
Москва 2016 год Пояснительная записка. Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей средней группы «Основы экологии», составлена на основе парциальной программы О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию». Срок реализации программы - 1год Количество часов по программе – 72 ч., в неделю – 2ч. Средняя возрастная группа. Возраст обучающихся – 4 – 5 лет. Напряжённая экологическая обстановка заставляет нас искать различные подходы к образованию в области окружающей среды. В дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, когда знания преподносятся в увлекательной и доступной форме. В этом возрасте ребёнок уже выделяет себя из окружающей среды, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, развивается эмоциональное, ценностное отношение к окружающему его миру. Экологическое воспитание в дошкольном учреждении включает в себя выработку гуманного отношения к природе, системное её строение, осознанного поведения в природе. Напряжённая экологическая обстановка заставляет нас искать новые подходы к образованию в области окружающей среды. Вот высказывание доктора биологических наук Т. В. Потаповой: «предназначение дошкольного экологического образования состоит не столько в присвоении детьми знаний о предметах и явлениях, сколько в формировании навыков бережного и неразрушающего обращения с ними и активного желания поступать именно так: щадящим и сберегающим образом». Верным помощником в данном процессе является игра. Она учит ребёнка правильно воспринимать окружающий мир, увлекает его, ведёт его в свой заманчивый мир. В игре каждый ребёнок раскрывает свои возможности и способности. Каждый ребёнок сам по себе – маленький исследователь, поэтому участвуя в проектной деятельности, он получает удовлетворение в познавательной активности, в развитии творческих способностей, в средствах самовыражения. Огромный вклад в задачу привития любви к природе вносят праздники, русские народные традиции, обычаи. Основная цель программы. Воспитание у ребенка основ экологической культуры. Формирование целостных представлений дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы, воспитании ответственного, бережного отношения к Природе. Использование данного перспективного плана решает основные задачи экологического воспитания дошкольника. § Закреплять представления о предметах и явлениях окружающего среды, растительном и животном мире. § Показать единство живой и неживой природы. § Развивать умение детей наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки предметов и явлений окружающего мира. § Приобщать ребёнка к миру природы. § Помочь осознать единство человека и природы как основы экологического сознания. Реализация программы предполагает интегрированный подход в обучении. Это организация разнообразных игр, наблюдений, использование музыки, изобразительной деятельности, художественной литературы, спортивно-экологических праздников, инсценировок, исследовательской и трудовой деятельности. Обучение проводится в различной форме: экскурсии в природу; праздники; исследовательская деятельность; игра-путешествие.
Методы проведения. Словесные: составление описательных рассказов, чтение литературных произведений о природе, беседы, рассказы воспитателя. Наглядные: драматизация сказок на экологическую тему, экскурсии, наблюдения, прогулки, рассматривание репродукций картин. Практические: оформление гербария растений, сбор природного материала, исследовательская деятельность, художественная деятельность, экологические игры, труд на природе. Игровые: проведение разнообразных игр (дидактических, подвижных, игр-драматизаций и др.)
Модель образовательного процесса Перспективный план работы на каждый месяц начинается с изложения задач. Задачи разделены на 3 группы: 1-я группа – задачи направленные у детей на формирование экологической культуры. 2-я группа – задачи, направленные на развитие познавательных психических процессов (речи, мышления, памяти и т. д.) 3-я группа – воспитательные задачи, направленные на воспитание у детей познавательного интереса к природе, желания ухаживать за растениями и животными, на воспитание доброго и чуткого отношения к ним. В конечном итоге, все эти задачи направлены на достижение единой цели – осознанного отношения детей к природе, формирования у них основ экологического сознания.
Взаимосвязь парциальной программы с обязательной частью основной образовательной программы. В основе парциальной программы «Основы экологии» лежит практико-ориентированная исследовательская познавательная деятельность по освоению детьми образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Интегративный принцип является ведущим, что соответствует Федеральному государственному стандарту дошкольного образования.
Формы подведения итогов по проделанной работе. § Проведение мониторинга по проделанной работе. § Организация выставки детских работ, фотовыставки. § Проведение открытых занятий, праздников, игровых конкурсов, викторин.
Прогнозируемый результат реализации программы. § Имеется большой багаж представлений о природе. § Бережное отношение ко всей природе, живой и не живой. § Умение восхищаться её красотой. § Осознание того, что мы, люди, часть природы, и без всего того, что есть в ней, нам просто не выжить… § Правильное взаимодействие с окружающей природой. § Доступны достаточно сложные связи и зависимости, существующие в природе. § Умение наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы. § Знание условий существования живого организма и зависимости пребывания его в разных условиях .
Успех реализации программы обеспечивается условиями: § готовностью педагога к осуществлению экологического образования детей; § личностно-ориентированным взаимодействием взрослого и ребёнка в процессе освоения программы; § постоянным общением детей с природой; § подготовкой экологически развивающей среды; § активным участием родителей в воспитательном процессе. Работа с родителями: Посещение занятий родителями; индивидуальные беседы, проведение родительских собраний, выставок совместной деятельности родителей и детей.
Методическое обеспечение программы.
|
|